Проходя мимо острова Кильдин, корабли приспускают флаги и дают протяжный гудок. 69°33’6″ северной широты и 33°40’20″ восточной долготы — координаты места, где 10 августа 1941 года героически пoгиб сторожевой корабль «Туман».

В 1930 году по заказу советского внешнеторгового объединения «Судоимпорт» в Данциге на судоверфи «Клавиттер» началась постройка парового рыболовного траулера.
В 1931 году новое судно, получившее наименование «РТ-10 Лебедка», перешло в Мурманск и вошло в состав тралового флота треста «Мурманрыба».
В декабре 1939 года «Лебедку» мобилизовали на боевую службу, зачислив сначала в класс дозорных, а затем — сторожевых кораблей. С 19 декабря 1939 года корабль стал именоваться «ДК-10», а с марта 1940 года на Мурманской верфи прошел дополнительное перевооружение ( в ходе которого были установлены две 45-мм пушки, два пулемета, стеллажи с глубинными бомбами и аппаратуры для постановки дымовой завесы) и был окончательно классифицирован как боевой сторожевой корабль (СКР) № 12 «Туман».
Во время советско-финляндской войны корабль под командованием А.А. Рагозина нес дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, конвоировал транспорты, выполнял обязанности базового корабля службы наблюдения и связи.
Началась Великая Отечественная война. 24 июня 1941 года командиром «Тумана» был назначен лейтенант Лев Александрович Шестаков. 29 июня его корабль с прежним командиром старшим лейтенантом Богдановым Н. И. прибыл в Мурманск, где принял на борт мобилизованное на флот пополнение. Подняв флаг ВМФ СССР и забрав нового командира, «Туман» убыл к пункту постоянного базирования в Полярный.
На этом переходе экипаж получил первое боевое крещение — из-за береговых сопок выскочил немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju 88. Огонь с «Тумана» повредил его и заставил улететь.

5 июля 1941 года перед экипажем корабля была поставлена задача, доставить на побережье Мотовского залива разведывательно-диверсионную группу для уничтожения большого количества ценного имущества, которое не удалось вывезти теплоходу «Циолковскому» со складов в губе Западная Лица.
После успешного выполнения задания, уже 6 июля 1941 года «Туман» в составе отряда кораблей под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадил десант и поддерживал его артиллерийским огнём. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов обратно на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями. Во время этой операции экипаж «Тумана» проявил свои лучшие качества и действовал исключительно самоотверженно.
10 июля 1941 года в порт Северной Норвегии город Киркенес прибыла 6-я немецкая флотилия эскадренных миноносцев Кригсмарине в составе пяти новейших кораблей проектов 1934 и 1934A. 12 июля 1941 года две советские подводные лодки (М-172 и М-175) упустили возможность атаковать выходившую в море группу кораблей флотилии Шульце-Хинрихса, которые на следующий день потопили артогнём траулер РТ-67 и мужественно защищавшийся сторожевой корабль «Пассат». Получивший повреждения РТ-32 успел выброситься на берег. 24 июля немецкие эсминцы потопили гидрографическое судно «Меридиан».
В такой обстановке 4 августа 1941 года СКР «Туман» покинул родную Екатерининскую гавань, чтобы приступить к несению дозорной службы на линии Цып-Наволок – Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями.
4 августа в 3 часа и 1 минуту СКР донес по радио: «Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров». Очевидно, этот немецкий самолет-разведчик Фокке-Вульф-189 и навёл на сторожевой корабль вражеские эскадренные миноносцы. А в 4 часа 25 минут вахтенный офицер лейтенант Рыбаков Л. А. доложил командиру: «Вижу цель!». Далее события разворачивались стремительно...
Первый залп немецких эсминцев оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Сторожевик остался без радиосвязи. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: её отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть, а третий залп накрыл корму корабля. Начался пожар. Эсминцы буквально расстреливали беззащитное судно. Был yбит командир Л. А. Шестаков, комиссар П. Н. Стрельник, несколько офицеров и матросов.

В командование кораблем вступил старший помощник командира лейтенант Л. А. Рыбаков. Пламя разрасталось и приближалось к стеллажам с глубинными бомбами. Но моряки действовали решительно и самоотверженно: минер Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рaненный рулевой Семенов и радист Блинов закрепили сбитый попаданием флаг на мачте.
А корабельный бой, он всегда скоротечен. Успех порой решают секунды. Уничтожение «Тумана» длилось 13 минут.
В 5 часов 8 минут открыли огонь береговые батареи № 11 и № 7. Немецкие корабли закрылись дымовой завесой и начали отход на северо-восток.
К 5 часам и 15 минутам корабль имел крен 15° на правый борт. Через пятнадцать минут лейтенант Л. А. Рыбаков приказал спустить на воду шлюпки, пробоины в которых забили бушлатами и бескозырками. В первую очередь в шлюпки перенесли рaненых. Оставшийся в живых личный состав не покидал корабля до тех пор, пока «Туман» не лег правым бортом на воду. По команде лейтенанта Л. А. Рыбакова экипаж покинул корабль. Сам Рыбаков, оставив корабль последним, приказал гребцам подбирать команду и лишь после того, как все находившиеся в воде были подобраны, поднялся в шлюпку.
В 5 часов 50 минут сторожевой корабль «Туман» затонул. Из 52 человек экипажа 37 моряков остались живы — их вскоре подобрали сторожевой катер № 42 и малые охотники № 143 и № 133...
В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и 5 бомбардировщиков СБ. Одна из сброшенных ими 250-кг бомб попала в машинное отделение концевого эсминца «Рихард Байцен». Поврежденный корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 года.
Вечером 10 августа 1941 года находившуюся на береговой базе часть экипажа «Тумана» посетил начальник политического управления Северного флота дивизионный комиссар Н. А. Торик. От имени командования он поблагодарил весь личный состав за мужество и отвагу, проявленные во время боя. Военный комиссар 1-го дивизиона сторожевых кораблей (куда входил «Туман») старший политрук Воеводин вручил личному составу корабля подарки от рабочих Мурманска.
28 апреля 1965 года командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов подписал приказ № 103, в котором место неравного боя «Тумана» объявил координатами боевой славы. При прохождении этого места все корабли приспускают флаг и дают протяжный гудок, отдавая почести мужеству моряков-североморцев.