На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Воздушный бой в 1987м году: Су-27 против НАТОвского разведчика

Натовские самолеты-разведчики, регулярно летающие сегодня вдоль наших рубежей и "отжимаемые" от них нашими перехватчиками, столь же регулярно жалуются на "опасное сближение" и "опасные маневры" этих самых перехватчиков. Полноте, господа! Вспомните лучше, как в 87-м году наш истребитель отгонял норвежского разведчика от Северного флота. Вот то да, действительно было опасное сближение и действительно опасные маневры...

В сентябре 1987-го норвежский разведывательный Р-3с "Орион" подобрался к советской госгранице и стал "бродить" рядом, сбрасывая радиобуйки для определения выхода наших подводных лодок на боевое дежурство. Особенность этого воздушного разведчика в том, что в небе он может находиться до 12–ти часов. Один "Орион" в течение половины суток может заставлять нервничать все наши силы ПВО в этом районе.

На перехват с базы Килп-Явр, что под Мурманском, вылетел наш Су-27, который пилотировал старший лейтенант Василий Цимбал. А пилот этот отличался лихостью и запредельной бесшабашностью в сочетании с высочайшим профессионализмом. В Килп-Явр его перевели с Дальнего Востока за то, что сдул двигателями вертолет с палубы «дружественного» авианосца во время рекордно низкого пролета над ним. Возможно, ему бы это сошло с рук, но он весьма неосторожно бросил в открытый эфир фразу, которая в цензурном варианте звучит так: «Конец котёнку!».

Василий Цимбал
Василий Цимбал

В общем, явно знали, кого посылать на перехват... Предписанное правилами нарезание кругов возле "Ориона" Цимбал посчитал малорезультативным (да и сложновато сверхзвуковому истребителю держаться рядом с винтовым самолетом - у того скорость слишком низкая, станешь выравнивать и в штопор свалишься). Он выполнил несколько проходов под НАТОвцами, пару раз сымитировал атаку. Не сработало - в "Орионе" сидели непугливые ребята, привычные ко всему. Кроме того, что произошло дальше...

Неугомонный Цимбал стал крутить вокруг "Ориона" фигуры высшего пилотажа, и в ходе выполнения одной из них киль Су-27 зацепил вращающийся винт разведчика. Киль оказался крепче - от соприкосновения лопасть винта согнулась и пробила "Ориону" фюзеляж. Тут норвежцам стало не до разведки - добраться бы до базы, куда они и направились. Но Цимбал решил не отпускать условного наглого противника просто так. Он догнал "Орион" и совершил аварийный сброс керосина прямо на кабину пилотов.

Воздушный бой в 87м году: Су-27 против НАТОвского разведчика

Благодаря стараниям Цимбала в тот день над Баренцевым морем не появился больше ни один натовский разведчик, да и вообще они стали летать здесь намного реже, чем раньше. Увы, для нашего героя эта история закончилась не так уж радостно. Когда "Орион" добрался до базы, норвежцы тут же направили СССР ноту протеста, обвиняя советский самолет в "полностью небезопасном перехвате". Как будто "Орион" прилетел с дружеским визитом, а не с целью выследить советские подводные ракетоносцы.

Увы, советское руководство решило не портить отношения с натовцами - как-никак, уже вовсю шла перестройка... Цимбала, конечно, не уволили из армии. Поскольку немногие летчики на такие подвиги способны. Тем не менее его перевели в Крымск - подальше от натовских летунов. А полк в Килп-Явр потом еще долго сдавал экзамены по правилам перехватов и безопасности полетов в нейтральных водах...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх