А хотели?.. Да еще как! Во время недавно завершившейся Всероссийской переписи, по мнению ряда аналитиков, активно фиксировались попытки навязать общественному сознанию конфронтационный дискурс об ущемлении прав национальных меньшинств.
Чаще всего этого делалось с помощью публикации постов однотипной тональности и флешмобов, цель которых – формирование в общественном сознании тезиса о размытости национальной идентичности финно-угорских и тюркоязычных народов. Причем виновников там долго не искали - однозначно указывали в качестве таковых политику российского государства и собственно русских людей. В постах писали, что кто-то вынужденно отказался от своих корней, своего языка, кто-то поменял свое имя на «более русское», кто-то, чтобы не выбиваться из толпы, записался представителем титульной нации. Вытаскивались и подчеркивались факты и (чаще) домыслы о нанесении «нанесли глубоких психологических травм» 50-100 и даже 200 лет назад представителям того или иного этноса (в общем - BLM по-российски).
В общем, направление на конструирование этнических противоречий в таких флешмобах не вызывает сомнений. Вообще, ясное дело, если оперировать столь обширными горизонтами исторического процесса вполне можно отыскать множество конфликтных ситуаций, однако стремление их актуализировать сейчас носит исключительно конъюнктурно-манипулятивный характер.
В этом контексте упоминаются удмурты, чуваши, вепсы, карелы, евреи, татары и даже таджики. Суть флешмоба в период переписи заключалась в необходимости обозначить в переписном листе ту национальность, представителям которой они себя ощущают. Казалось бы, это и так логично и правильно, и на то она, эта перепись, и существует. Однако контекст данного посыла сопровождался конфликтно-конфронтационной риторикой, направленной на подрыв межнационального баланса.
Однако, видимо, денег на сие действо «доброжелатели» выделили немного. Аналитики подсчитали, что масштаб движения, в целом, оказался невелик: примерно сотни постов. В итоге данная акция не вызывает резонанса в обществе, но, тем не менее, несет в себе цель конструирования межэтнических противоречий. Большинство участников идентифицируют себя с представителями того или иного финно-угорского этноса – удмуртами, чувашами, карелами и т.п. Как следствие, возникают такие проекты, как «Ингерманландия», объединяющий представителей различных этносов в несуществующую этническую общность ингерманландцев, претендующих на самоопределение и -в перспективе - отделение от России.
Интенция этих флешмобов и публикаций направлена на демонстрацию размытости понятия «русский» и указание на отсутствие этнического фундамента современной российской государственности. Нетрудно понять, что такие настроения искусственно формируют акторы коллективного Запада, которые рассматривают межэтнический дискурс как параметр мягкой силы, цель которой – конструирование социальных противоречий в современном российском обществе. Ясное дело, чем больше разобщено российское общество и чем больше оно противостоит российскому же государству - тем Западу лучше: развалив с помощью этих противоречий нашу страну уже дважды (в 1917 и 1991 годах, причем каждый раз Россия надолго погружалась в пучину смуты, из коей выходила с большим трудом и усилиями), он (Запад) наверняка попытается сделать это в третий раз. В том числе попытками разыгрывания карты ущемления нацменьшинств (кстати, и Российскую империю перед 1917м, и Советский Союз перед 1991м активно принимались называть «тюрьмой народов». Совпадение?..).
Однако нельзя не отметить существенное противоречие авторов флешмобов с реальной нацполитикой российского государства. Перепись показала, что никаких установок свыше на нарушения прав нацменьшинств нет. Цель нацполитики государства – демонстрировать ценность каждой нации и оказывать всемирную поддержку сохранению языковых и культурных традиций. При этом принцип сохранения взаимосвязи каждого из этносов, входящих в мета-общность «россияне» работает на развитие инклюзивной идентичности не только русских, но и всех остальных: без сохранения этой общности любой из малых народов обречен на размывание либо в мультикультурной мяcoрубке Европы, либо в пантюркистских идеологемах Турции.