Некоторое время назад опять напомнили о себе сомалийские пираты, попытавшиеся захватить торговое судно (что в итоге предотвратил прилет вертолета с российскими морпехами с отечественного военного корабля). А лет десять назад была громкая история с захваченным сомалийскими пиратами российским танкером "Московский университет", который освободили опять-таки русские морские пехотинцы с БДК "Маршал Шапошников". Куда менее известно, как с пиратами в международных водах боролись во времена СССР. Между тем советский флот очень даже отметился в этом деле. Однако об этом люди знают хорошо если по культовому фильму "Пираты ХХ века"...
По сюжету того фильма советский грузовой теплоход "Нежин" швартуется на Филиппинах, где получает большой груз для фармацевтической промышленности СССР. В океане судно подвергается коварному нападению корсаров. Груз захвачен, команда заперта в трюме, а корабль заминирован с целью уничтожить все следы преступления. Но мужественные советские моряки сумели освободиться и спастись на шлюпке под прикрытием горящего корабля. Затем события развиваются на острове, который оказался пиратской базой. Члены экипажа «Нежина», действуя вместе и поодиночке, добиваются крушения пиратского корабля, а сами уходят в море на вельботе.
Однако в реальности борьба советских моряков с пиратами развивалась несколько по-иному. Откуда, кстати, вообще появились эти пираты?..
После Второй мировой войны пиратство стало настоящим бичом мирного мореплавания. Азиатские пираты под попустительством правительства Тайваня и под наблюдением правительства США, только за пять лет ограбило 43 британских, 14 панамских, 2 польских и 2 греческих судна – всего порядка 110 торговых и грузовых судов.
Один из самых известных случаев произошёл в 1970-х годах, когда флибустьеры ХХ века напали на итальянское судно, шедшее с грузом урановой руды. 200 тонн груза было перегружено на корабль атакующих, а все члены экипажа yбиты.
В официальной прессе СССР не публиковалась информация о том, что и советские корабли подвергались атакам — совершались нападения на танкеры и торговые суда. Дипломаты потом месяцами пытались вызволить моряков из такого "неофициального" плена. Один из вопиющих случаев произошел в 1954 году, когда базировавшиеся на Тайване пираты захватили танкер "Туапсе", который шёл в Китай с грузом реактивного топлива.
Советские моряки, захваченные пиратами, пережили много испытаний: их мopили голодом, избивaли, не давали спaть, от них добивались согласия работать на американскую антисоветскую пропаганду. Между тем у СССР не было с Тайванем дипломатических отношений, поэтому переговоры велись через Францию. Подавались ноты американскому правительству, ибо всем было понятно, кто являлся заказчиком захвата советского судна. Из 49 моряков в конечном итоге только 29 выдержали все мучения и вернулись домой как герои – спустя 13 месяцев.
"Ответка" последовала - но не сразу. Последовала тщательная подготовка блестящей спецоперации.
Сделали вот что. Большой десантный корабль замаскировали под торговый теплоход: нарастили фальшборт, изменили форму надстроек, перекрасили. Естественно, никто не думал, что пираты (нападавшие далеко не на каждый корабль) бросятся именно на этот теплоход. Поэтому параллельно с подготовкой "приманки" сделали информационный вброс, запустив по дипломатическим каналам и торговым представительствам сообщение, что данный теплоход идёт с грузом золотых слитков и пятью тоннами индийского опия-сырца для советской фармацевтической промышленности. На самом же деле вместо этого груза на борту находилась прекрасно вооружённая и обученная рота советских морских пехотинцев.
В районе Малаккского пролива, когда теплоход шёл между многочисленными островами, на него вдруг со всех сторон ринулись десятки катеров с вооружёнными людьми. Пираты уже предвкушали богатую добычу. Но едва они приступили к абордажу «торговца», декоративные борта упали и пиратов встретили 300 морпехов с автоматами, гранатомётами и крупнокалиберными пулемётами. Сотни нападающих вместе с катерами были отправлены на дно. Среди наших потерь не было.
Из дипломатических соображений эта история не получила огласки, но - весьма косвенно - нашла отражение в самом кассовом советском фильме. А грабежи советских судов пиратами прекратились.